Теория механизмов и машин

Разбор вопросов к защите по зубчатым передачам и планетарным механизмам

Обозначение параметров зацепления на чертеже

Чтобы комфортно работать с зубчатыми передачами, нужно запомнить обозначения основных геометрических размеров и параметров. Мы собрали в одном месте все обозначения, которые можно встретить на 3 листе курсового проекта.

Индексы в обозначениях обозначают шестерню (1) и колесо (2) соответственно. Индекс \(t\) указывает на параметр в торцевом сечении.

Параметры Исходного Производящего Контура (ИПК)

Исходный производящий контур
Исходный производящий контур

Для исходного производящего контура используются следующие обозначения:

  • \(m\) - модуль нормальный;
  • \(m_t\) - модуль торцевой;
  • \(\alpha\) - угол главного профиля;
  • \(\alpha_t\) - угол главного профиля в торцевом сечении;
  • \(\alpha_{w0}\) - угол станочного зацепления;
  • \(h_{a}^{*}\) - коэффициент высоты вершины зуба;
  • \(h_{a}^{*}\cdot m_{t}\) - высота вершины зуба;
  • \(h_{f}^{*}\) - коэффициент высоты ножки зуба;
  • \(h_{f}^{*}\cdot m_{t}\) - высота ножки зуба;
  • \(c^{*}\) - коэффициент радиального зазора;
  • \(c^{*}\cdot m_{t}\) - радиальный зазор;
  • \(P_t\) - торцевой шаг инструмента;
  • \(s_0\) - толщина зуба инструмента;
  • \(e_0\) - толщина впадины инструмента;
  • \(\rho_f\) - кривизна переходной кривой (радиус скругления);
  • \(P_0\) - полюс станочного зацепления;
  • \(K\) - точка контакта (сопряжения) зуба шестерни и инструмента;
  • \(P_0\) - полюс станочного зацепления;
  • \(B_{1}B_{l}\) - активный участок линии станочного зацепления;
  • \(KN\) - радиус кривизны эвольвенты в точке \(K\);
  • \([B_{l}N]_y\) - расстояние по вертикали между точками \(B_l \) и \(N\) - запас по подрезанию (\(X_{1min})\).

Параметры передачи, не зависящие от \(X_1\)

  • \(R_1;\;R_2\) - радиусы делительных окружностей шестерни и колеса;
  • \(R_{b1};\;R_{b2}\) - радиусы основных окружностей шестерни и колеса;
  • \(p_{1x};\;p_{2x}\) - хорда дугового шага по делительной окружности шестерни и колеса;
  • \(Z_{min}\) - минимальное число зубьев, при котором шестерня может быть нарезана без смещения;
  • \(X_{min1}\) - минимальный коэффициент смещения шестерни;
  • \(X_{min2}\) - минимальный коэффициент смещения колеса;
  • В этот список также входят все параметры ИПК.

Параметры передачи, зависящие от \(X_1\)

  • \(y\) - коэффициент воспринимаемого смещения;
  • \(\Delta\) - коэффициент уравнительного смещения;
  • \(R_{w1};\;R_{w2}\) - радиусы начальных окружностей шестерни и колеса;
  • \(R_{a1};\;R_{a2}\) - радиусы окружностей вершин шестерни и колеса;
  • \(R_{f1};\;R_{f2}\) - радиусы окружностей впадин шестерни и колеса;
  • \(A_{w}\) - межосевое расстояние;
  • \(h\) - высота зуба;
  • \(S_{1};\;S_{2}\) - толщина зуба по делительной окружности шестерни и колеса;
  • \(S_{a1};\;S_{a2}\) - толщина зуба по окружности вершин шестерни и колеса;
  • \(\alpha_{wt}\) - угол зацепления;
  • \(\varepsilon_{\alpha}\) - коэффициент торцевого перекрытия;
  • \(\varepsilon_{\gamma}\) - общий коэффициент перекрытия;
  • \(\lambda_{1}\) - коэффициент удельного скольжения шестерни;
  • \(\lambda_{2}\) - коэффициент удельного скольжения колеса;
  • \(\vartheta\) - коэффициент давления;
  • \(\varphi_{\alpha1};\;\varphi_{\alpha2}\) - коэффициент перекрытия шестерни и колеса;
  • \(\tau_{1};\;\tau_{2}\) - угловой шаг шестерни и колеса.

Параметры зацепления

Параметры зацепления
Параметры зацепления
  • \(N_1N_2\) - линия зацепления;
  • \(N_1B_2\) - дополюсный участок линии зацепления;
  • \(B_1N_2\) - заполюсный участок линии зацепления;
  • \(B_2B_1\) - активный участок линии зацепления;
  • \(B_2P\) - дополюсный активный участок линии зацепления;
  • \(PB_1\) - заполюсный активный участок линии зацепления;
  • \(y\cdot m_{t}\) - воспринимаемое смещение;
  • \(c^{*}\cdot m_{t}\) - радиальный зазор;
  • \(R_{p1};\;R_{p2}\) - радиусы активных профилей шестерни и колеса;
  • \(K\) - точка контакта (сопряжения) шестерни и колеса;
  • \(p\) - полюс зацепления;
  • \(KN_1\) - радиус кривизны эвольвенты, образующей профиль шестерни;
  • \(KN_2\) - радиус кривизны эвольвенты, образующей профиль колеса;

Ответы на вопросы к защите курсового проекта

Вопрос 1. Проиллюстрируйте применение основной теоремы зацепления на примере спроектированной эвольвентной зубчатой передачи

Покажите:

  • сопряженные профили;
  • контактную точку и ее геометрическое место в процессе взаимодействия профилей;
  • полюс зацепления;
  • отрезки, отношение которых определяет передаточное отношение передачи.
Посмотреть ответ

Сопряженные профили

Параметры рабочего зацепления
Параметры рабочего зацепления

На рисунке сопряженный профиль шестерни имеет красный цвет, а колеса - зеленый. Построение сопряженного профиля проводится следующим образом:

  • В месте пересечения окружности вершин колеса и линии зацепления \(N_{1}N_{2}\) отмечается точка \(B_2\);
  • Из центра шестерни проводится дуга из точки \(B_2\) до пересечения с профилем зуба шестерни в зацеплении. Радиус дуги - радиус активного профиля шестерни \(r_{p1}\);
  • Выделяется штриховкой активный профиль шестерни;
  • Аналогично проводится активный профиль колеса.

Контактная точка

Точка, где происходит сопряжение профилей в конкретный момент времени и профили имеют общую касательную, называется точкой контакта \(K\). В процессе взаимодействия профилей она перемещается вдоль активного участка линии зацепления \(B_{2}B_{1}\) от точки \(B_2\) до точки \(B_1\), если шестерня вращается против часовой стрелки. И наоборот, от точки \(B_1\) к \(B_2\), если шестерня вращается по часовой стрелке.

Если точка контакта \(K\) выходит за пределы активного участка линии зацепления, возникает явление заклинивания.

Полюс зацепления

Точка пересечения нормали к касательной, проведенной через точку контакта \(K\), и линии, соединяющей центры шестерни и колеса, называется полюсом зацепления \(P\). Также полюс зацепления находится в точке касания начальных окружностей \(r_{w1}\) и \(r_{w2}\) и в точке пересечения линии зацепления и линии, соединяющей центры шестерни и колеса.

Для зубчатых передач с постоянным передаточным отношением полюс зацепления \(P\) не меняет своего положения в процессе взаимодействия профилей.

Передаточное отношение

Основная теорема зацепления:

Линия зацепления в полюсе зацепления \(P\) делит отрезок, соединяющий центры шестерни и колеса, на части, соответствующие угловым скоростям, с которыми движутся шестерня и колесо. Отношение большего отрезка к меньшему - передаточное отношение.

$$U_{12}=\dfrac{n_1}{n_2}=-\dfrac{r_{w2}}{r_{w1}}=-\dfrac{Z_2}{Z_1}$$

где:

  • \(n_1,\;n_2\) - частоты вращения шестерни и колеса;
  • \(r_{w1},\;r_{w1}\) - радиусы основных окружностей шестерни и колеса;
  • \(Z_1,\;Z_2\) - числа зубьев шестерни и колеса.

Вопрос 2. Расскажите о параметрах исходного производящего контура. Какие поверхности называют сопряженными поверхностями, производящими поверхностями?

Посмотреть ответ

Параметры исходного производящего контура

Параметры производящего контура
Параметры производящего контура
  • \(h_{f}=h_{f}^{*}\cdot m\) - высота ножки зуба инструмента;
  • \(h_{a}=h_{a}^{*}\cdot m\) - высота головки зуба инструмента;
  • \(h_{f}^{*},\;h_{a}^{*}\) - соответствующие коэффициенты;
  • \(h_{0}\) - высота зуба инструмента;
  • \(\alpha\) - угол главного профиля;
  • \(\rho_{f}\) - радиус кривизны переходной кривой;
  • \(C=C^{*}\cdot m\) - радиальный зазор;
  • \(C^{*}\) - коэффициент радиального зазора;
  • \(P=\pi\cdot m\) - шаг инструмента;
  • \(s=\dfrac{P}{2}\) - толщина зуба инструмента;
  • \(e=\dfrac{P}{2}\) - толщина впадины инструмента;

Сопряженные поверхности

Сопряженными называют поверхности, по которым происходит взаимодействие профилей зубчатых колес. О сопряженном профиле подробно изложено в Вопросе 1.

Производящая поверхность

Станочное зацепление
Станочное зацепление

Производящей называют поверхность, образованную в результате движения профиля режущего инструмента. Производящая поверхность изображена на рисунке. Ее построение проводится следующим образом:

  • Из точки \(B_1\), полученной пересечением линии станочного зацепления и окружности вершин шестерни, проводят горизонтальную линию до пересечения с профилем инструмента;
  • Отмечают производящую поверхность штриховкой.

Вопрос 3. Что называется зубчатым зацеплением, станочным зацеплением? Какие линии являются начальными в зубчатом и в станочном зацеплении?

Посмотреть ответ

Зубчатое зацепление

Параметры рабочего зацепления
Параметры рабочего зацепления

Под зубчатым зацеплением понимают взаимодействие двух зубчатых колес, причем контакт боковых поверхностей зубьев должен обеспечиваться пятиподвижной точечной парой. В случае применения колес с линейным контактом зубьев (четырехподвижная линейная пара) возникает одна избыточная связь.

В зубчатом зацеплении начальными являются начальные окружности шестерни \(r_{w1}\) и колеса \(r_{w2}\).

Станочное зацепление

Станочное зацепление
Станочное зацепление

Станочное зацепление - взаимодействие заготовки зубчатого колеса и режущего производящего инструмента.

В станочном зацеплении начальными линиями являются станочно-начальная прямая и делительная окружность \(r_1\) заготовки зубчатого колеса (см. рисунок).

Вопрос 4. Рассмотрите основные свойства эвольвентного профиля на примере спроектированного зубчатого колеса.

Посмотреть ответ

Свойства эвольвенты

  • Нормаль к эвольвенте в каждой точке касается основной окружности.
Свойства эвольвенты
Свойства эвольвенты
  • Ниже основной окружности эвольвентного профиля не существует.
Свойства эвольвенты
Свойства эвольвенты
  • Радиус кривизны эвольвенты в каждой точке равен длине отрезка касательной к основной окружности. Радиус кривизны равен отрезку \(KN_1\) (см. рисунок выше).

Вопрос 5. Перечислите основные свойства эвольвентного зацепления и проиллюстрируйте их применение в спроектированном зубчатом зацеплении.

Посмотреть ответ

Свойства эвольвентного зацепления

Свойства эвольвентного зацепления
Свойства эвольвентного зацепления
  • Отношение радиусов основных окружностей и отношение радиусов начальных окружностей - передаточное отношение зубчатой передачи.
$$U_{12}=-\dfrac{r_{b2}}{r_{b1}}=-\dfrac{r_{w2}}{r_{w1}}$$
  • Произведение величины межосевого расстояния и косинуса угла зацепления остается постоянным при любом значении межосевого расстояния.
$$a_{w}\cdot\cos(\alpha_{w})=(r_{w1}+r_{w2})\cdot\cos(\alpha_{w})$$ $$r_{w1}\cdot\cos(\alpha_{w})+r_{w2}\cdot\cos(\alpha_{w})=r_{b1}+r_{b2}=const$$
  • \(\alpha_{w}\) - угол зацепления; \(a_{w}\) - межосевое расстояние.

Вопрос 6. Как влияет относительное положение исходного производящего контура на размеры проектируемого колеса и качественные показатели зубчатой передачи?

Посмотреть ответ

Положение исходного производящего контура оказывает влияние на коэффициент смещения.

Коэффициент смещения - величина, равная отношению смещения производящего исходного контура к нормальному модулю цилиндрического зубчатого колеса. В зависимости от величины и знака этого смещения различают зубчатые передачи:

  • Положительные - составленные из колес с положительными смещениями или когда положительное смещение одного колеса больше отрицательного смещения другого (рис. а).
  • Нулевые или равносмещенные - составленные из зубчатых колес без смещения или с равными, но противоположными по знаку смещениями (рис. б).
  • Отрицательные - составленные из колес с отрицательными смещениями или когда отрицательное смещение одного колеса больше положительного смещения другого (рис. в).
Виды передач по воспринимаемому смещению
Виды передач по воспринимаемому смещению

Чем больше коэффициент смещения, тем большие габариты будет иметь проектируемая передача. При этом толщина зуба по окружности вершин будет уменьшаться вплоть до возникновения заострения.

Чем меньше коэффициент смещения, тем меньше будут габариты проектируемой передачи. При этом будет происходит утоньшение ножки зуба, вплоть до возникновения подрезания.

Рассмотрение и анализ качественных показателей подробно проведены тут.

Вопрос 7. Какие технологические методы используются для образования боковых поверхностей цилиндрических зубчатых колес?

Посмотреть ответ

Методы изготовления

  • Обкатка - заготовка находится в зацеплении с тремя закаленными калиброванными зубчатыми колесами, изготовленными с высокой степенью точности и чистоты поверхности. Процесс происходит с вращением колес в одну сторону, а затем в другу. Обкатка осуществляется на незакаленном металле. Станочное зацепление в курсовом проекте было построено методом обкатки реечного инструмента.
  • Копирование - процесс фрезерования заготовки специальной фрезой, при котором перемещение инструмента происходит с определенным шагом, соответствующим угловому шагу изготавливаемого колеса.
  • Накатка - формирование профиля более твердого колеса на заготовке из более мягкого материала.

Вопрос 8. Отличается ли угол зацепления от угла станочного зацепления? При каких условиях они равны?

Посмотреть ответ
Угол станочного и рабочего зацепления
Угол станочного и рабочего зацепления

На иллюстрации выше выделены угол рабочего зацепления \(\alpha_w\) и угол станочного зацепления \(\alpha_{w0}\). Угол станочного зацепления всегда равен углу профиля Исходного Производящего Контура \(\alpha\) (для стандартного инструмента \(\alpha=20^{\circ}\)). Угол рабочего зацепления может принимать различные значения и зависит от межосевого расстояния.

Для станочного зацепления делительная окружность шестерни совпадает с начальной окружностью и касается станочно-начальной прямой в полюсе станочного зацепления \(P_0\). Отсюда следует условие совпадения угла рабочего и станочного зацепления:

Для равенства углов станочного и рабочего зацеплений необходимо, чтобы колеса, входящие в зацепление, имели суммарное смещение, равное 0. При этом коэффициент уравнительного смещения \(y=0\) и уравнительное смещение \(y\cdot m=0\). Кроме того, совпадают делительные и начальные окружности у шестерни и колеса.

$$X_1+X_2=0$$
Совпадение рабочего и станочного угла зацепления
Совпадение рабочего и станочного угла зацепления

Вопрос 9. Покажите углы профиля в точках эвольвенты на делительной окружности и на окружности вершин.

Посмотреть ответ

Угол профиля - угол между касательной к эвольвенте и отрезком, соединяющим центр колеса с точкой, в которой определяется данный угол.

Нахождение угла профиля в определенной точке:

Способ 1 (на рисунке отмечен красным цветом)

  • Проводится касательная к эвольвенте в этой точке;
  • Из центра колеса проводится отрезок к этой точке;
  • Угол между касательной и проведенным отрезком - угол профиля.

Способ 2 (на рисунке отмечен синим цветом)

  • Из центра колеса проводится отрезок к этой точке;
  • Проводится касательная к основной окружности из этой точки;
  • Точка касания соединяется отрезком с центром колеса;
  • Угол между проведенными отрезками - угол профиля.
Определение угла профиля
Определение угла профиля

Вопрос 10. Покажите основные параметры зубчатого зацепления и расскажите, от каких факторов они зависят.

Посмотреть ответ
Основные параметры зацепления
Основные параметры зацепления

К основным параметрам зацепления относятся:

  • Межосевое расстояние \(A_w\): $$A_w=R_{w1}+R_{w2}$$
  • Передаточное отношение \(U_{12}\): $$U_{12}=-\dfrac{R_{w2}}{R_{w1}}=-\dfrac{Z_2}{Z_1}$$
  • Угол зацепления \(\alpha_w\);
  • Воспринимаемое смещение \(y\cdot m\)

Чаще всего передаточное отношение задано, и его требуется обеспечить. Остальные параметры зависят от:

  • Требуемого передаточного отношения;
  • Модуля;
  • Коэффициента воспринимаемого смещения, который определяется принимаемыми коэффициентами смещения \(X_1;\;X_2\)

Вопрос 11. Расскажите о подрезании зубьев. Как обеспечивается в станочном зацеплении образование зуба без подрезания? Покажите на чертеже отрезки, пропорциональные смещениям исходного контура относительно заготовки в радиальном направлении и в направлении движения контактной точки профилей.

Посмотреть ответ

Подрезание - негативное последствие, возникающее, когда точка Bl активного участка линии зацепления выходит за границы зоны сопряженного контакта \(B_{l}N\). Возникновение подрезания происходит при неграмотном выборе коэффициента смещения в том случае, когда не выполняется условие:

$$X\geq X_{min}=h_{a}^{*}\cdot\dfrac{Z_{min}-Z}{Z_{min}}$$

где

$$Z_{min}=\dfrac{2\cdot h_{a}{*}}{\sin^2(\alpha)}$$

\(\alpha\) - угол главного профиля;

\(Z\) - число зубьев проектируемого зубчатого колеса;

\(h_{a}^{*}\) - коэффициент высоты головки зуба.

Иллюстрация возникновения подрезания при изменении коэффициента смещения проектируемого колеса:

Возникновение подрезания
Возникновение подрезания

Отрезки, характеризующие смещение инструмента

Основные параметры зацепления
Основные параметры зацепления

Радиальному смещению соответствует отрезок \(GP_0\). Смещение вдоль линии зацепления (контактной линии)- отрезок \(KK'\). Смещение вдоль профиля - участок эвольвенты между точками \(K''K\). При построении смещений линия зацепления смещается на величину радиального смещения и \(GP_0=P_0G'\).

Подрезание возникнет в том случае, если точка \(B_2\) будет ниже точки \(N_1\). Расстояние между точками \(N_1B_2'\) характеризует запас по величине радиуса основной окружности до возникновения подрезания.

Вопрос 12. Расскажите о линии зацепления в эвольвентном и станочном зацеплениях. От каких величин зависит длина активной линии зацепления.

Посмотреть ответ
Линии зацепления
Линии зацепления

Линия зацепления - линия, вдоль которой движется точка контакта \(K\). Линия станочного зацепления - касательная к основной окружности шестерни. Линия эвольвентного зацепления одновременно является касательной к основным окружностям шестерни и колеса.

Линии зацепления имеют активные участки, ограниченные точками \(B_1\) и \(B_2\). В этих точках пара зубьев шестерни и колеса (или шестерни и инструмента) входит и выходит из зацепления.

Длина активного участка линии зацепления зависит от:

  • Передаточного отношения \(U_{12}\);
  • Межосевого расстояния \(A_w\);
  • Угла профиля \(\alpha\) и угла зацепления \(\alpha_w\);
  • Коэффициента перекрытия \(\varepsilon\) (коэффициента смещения).

Чем больше коэффициент смещения, тем меньше коэффициент перекрытия.

Вопрос 13. Что характеризует коэффициент торцевого перекрытия? Покажите отрезки на чертеже, отношение которых равно коэффициенту перекрытия в эвольвентном зацеплении. Сопоставьте отношениях этих отрезков с расчетным значением \(\varepsilon_{\alpha}\).

Посмотреть ответ Коэффициентом перекрытия \(\varepsilon_{\gamma}\) называется величина отношения угла перекрытия зубчатого колеса \(\varphi_\alpha\) к его угловому шагу \(\tau\), где под углом перекрытия понимают угол, на который поворачивается колесо за время зацепления одной пары зубьев.

Для цилиндрических колес различают:

  • полное \(\varepsilon_{\gamma}\)
  • торцевое \(\varepsilon_{\alpha}\)
  • осевое перекрытие \(\varepsilon_{\beta}\)

Коэффициент торцевого перекрытия \(\varepsilon_{\alpha}\) может быть определен следующим образом:

$$\varepsilon_{\alpha}=\dfrac{\varphi_{\alpha 1}}{\tau_1}=\dfrac{\varphi_{\alpha2}}{\tau_2}=\dfrac{g_{\alpha}}{p_b}=\dfrac{g_{\alpha f}+g_{\alpha b}}{p_b}=\dfrac{g_{\alpha f}+g_{\alpha b}}{r_{b1}}\cdot\dfrac{Z_1}{2\pi}$$

где

$$g_{\alpha f}=l_{PN_2}-l_{B_1N_2}=\arccos\left(\dfrac{r_{b2}}{r_{a2}}\right)$$ $$g_{\alpha a}=l_{PN_1}-l_{B_2N_1}=\arccos\left(\dfrac{r_{b1}}{r_{a1}}\right)$$ $$p_b=\pi\cdot m \cdot \cos(\alpha)$$ $$r_{b_i}=m\cdot Z_i \cdot \cos\left(\dfrac{\alpha}{2}\right)$$

\(\alpha\) - угол главного профиля исходного контура; \(g_{\alpha f}+g_{\alpha b}\) - длина активного участка линии зацепления.

К определению коэффициента перекрытия
К определению коэффициента перекрытия

Обозначения \(l_{B_1N_2}, l_{PN_2}\) и т. д. - длины с чертежа.

Коэффициент перекрытия определяет величину зоны контакта двух пар зубьев, когда одновременно зацепляются два последовательно расположенных зуба. Так как до окончания зацепления одной пары зубьев следующая пара должна войти в контакт, в прямозубых передачах следует обеспечивать \(\varepsilon_\alpha\geq1.05...1.25\).

Допустимое значение коэффициента перекрытия выбирается исходя из назначения передачи и точности ее изготовления. Максимальное значение коэффициента перекрытия для зубчатых колес, обработанных инструментом со стандартным исходным производящим контуром, составляет \(\varepsilon_\alpha=1.98\).

Вопрос 14. Что характеризует коэффициент удельного скольжения профилей в зубчатом зацеплении? Покажите, от каких параметров на чертеже зависит скорость скольжения в контактной точке. Как определить коэффициент скольжения в граничных точках активной линии зацепления?

Посмотреть ответ

Коэффициенты удельного скольжения \(\lambda_1, \lambda_2\) характеризуют скольжение при геометрических расчетах зубчатой передачи, которые, в свою очередь, определяют величину износа активного профиля в высшей кинематической паре. Износ шестерни с увеличение коэффициента смещения уменьшается, и, наоборот, очень быстро увеличивается при приближении к минимальному значению этого коэффициента. Зависимость изменения износа колеса меняется не сильно в области рассматриваемых значений коэффициентов смещения шестерни.

Чем больше скольжение, тем быстрее будет происходить износ зубчатого колеса.

Коэффициент удельного скольжения зависит от:

  • Межосевого расстояния \(A_w\);
  • Передаточного отношения \(U_{12}\);
  • Коэффициента смещения \(X\).
Коэффициент удельного скольжения
Коэффициент удельного скольжения

По чертежу данный коэффициент для точки \(B_2\) определяется следующим образом:

$$\lambda_1=\dfrac{A_w}{r_{w2}}\cdot\dfrac{PB_2}{N_1B_2}$$ $$\lambda_2=\dfrac{A_w}{r_{w2}}\cdot\dfrac{PB_2}{N_2B_2}$$

Вопрос 15. Что характеризует коэффициент удельного давления в зубчатом зацеплении? Как он определяется? Покажите отрезки на чертеже, характеризующие кривизну профилей в контактной точке.

Посмотреть ответ

Коэффициент удельного давления \(\nu\) характеризует влияние формы зуба на контактную прочность и используется для оценки контактных напряжений в высшей кинематической паре. В курсовом проекте по ТММ в месте контакта зубьев происходит сухое трение, поэтому данный коэффициент изменяется незначительно при любом значении коэффициента смещения.

Чем больше коэффициент удельного давления, тем более интенсивно происходит выкрашивание металла с поверхности зубьев (питтинг) и снижается ресурс этого зубчатого колеса в зацеплении.

Для снижения контактных напряжений следует увеличить коэффициент смещения.

Аналитически коэффициент удельного давления рассчитывается по формуле:

$$\nu=2\cdot\dfrac{Z_1+Z_2}{Z_1\cdot Z_2\cdot \tan(\alpha_{wt})\cdot\cos(\alpha_t)}=\dfrac{m_t\cdot(U_{12}+1)^2}{A_w\cdot \sin(\alpha_{wt})\cdot U_{12}}$$

Из первой дроби следует тот факт, что данный коэффициент не зависит от модуля, т. е. габаритов зубчатого колеса, а зависит от его качественных параметров.

Определение коэффициента удельного давления
Определение коэффициента удельного давления

Графически коэффициент удельного давления рассчитывается по формуле:

$$\nu=\dfrac{m_t\cdot N_1N_2}{N_1K\cdot N_2K}$$

Здесь: \(N_1N_2\) - длина линии зацепления; \(m_t\) - торцевой модуль; \(N_1K\) и \(N_2K\) - радиусы кривизны эвольвентного профиля шестерни и колеса соответственно.

Вопрос 16. Как были выбраны коэффициенты смещения исходного производящего контура при расчете зубчатой передачи? Имеется ли запас смещения по условию ограничения от подрезания и как его можно оценить по изображенной схеме станочного зацепления?

Посмотреть ответ

Выбор коэффициентов смещения проводился после определения Области Допустимых Значений (ОДЗ). Данная область образуется за счет ограничения по подрезанию слева и за счет ограничения по заострению справа. Подробно анализ качественных показателей и выбор коэффициентов смещения мы рассмотрели здесь.

Запас по смещению можно определить по схеме станочного зацепления.

Запас по смещению
Запас по смещению

Подрезание зуба шестерни не будет происходить, если точка \(B_2\), ограничивающая активную линию зацепления, лежит выше точки \(N_1\). Расстояние между точками \(N_1B_2'\) характеризует запас по условию подрезания в радиальном направлении.

Вопрос 17. Расскажите о последовательности графических построений при синтезе сопряженных профилей в станочном зацеплении. Какие траектории описывают отдельные точки исходного производящего контура при движении огибания? Как получена сопряженная поверхность зубчатого колеса?

Посмотреть ответ

Данный вопрос нацелен на проверку знания алгоритма построения станочного зацепления методом обращенного движения. Алгоритм построения подробно изложен в разделе построение станочного зацепления.

Для определения траекторий точек исходного контура в обращенном движении следует обратить внимание на 15-19 шаги. В 19 шаге осевой линией проводятся траектории точки контура, лежащей на линии граничных точек и траектория центра скругления. Поскольку профиль ИПК - отрезок прямой, то двух точек достаточно для построения контура в каждый момент обращенного движения.

Траектория точек ИПК
Траектория точек ИПК

Сопряженная (в случае станочного зацепления - производящая) поверхность находится на 26-27 шагах.

Производящая поверхность
Производящая поверхность

Вопрос 18. Расскажите об особенностях сложных зубчатых механизмов, зубчатых планетарных редукторов и дифференциалов. Как описывается структурная формула для определения числа степеней свободы зубчатого механизма? Используйте эту формула для анализа спроектированных зубчатых передач и планетарного механизма.

Посмотреть ответ

Сложным зубчатым механизмов называют механизм с числом колес, большим двух. Примерами сложных зубчатых механизмов являются редуктор, известный вам из курса Детали машин; планетарные редукторы; дифференциалы.

Планетарный редуктор - редуктор, содержащий хотя бы одно колесо, ось которого подвижна. Такое колесо называют сателлитом.

Дифференциалом называют устройство, способное не только преобразовывать частоту вращения и момент на валу, но и разделять или объединять два и более потока мощностей. Такие механизмы применяются в автомобилях для обеспечения разной скорости вращения ведущих колес на поворотах.

Для определения числа степеней свободы (числа независимых движений) применяют формулу Сомова-Малышева для пространственных механизмов и формулу Чебышева для плоских механизмов.

Формула Сомова-Малышева:

$$W=6\cdot n-p_5-2\cdot p_4-3\cdot p_3-4\cdot p_2-5\cdot p_1+q$$

Формула Чебышева:

$$W_п=3\cdot n-2\cdot p_н-p_в+q$$

Здесь: \(n\) - число подвижных звеньев; \(p_н\) - число низших кинематических пар (одна подвижность); \(p_в\) - число высших кинематических пар (две подвижности); \(q\) - избыточные связи.

Для низших кинематических пар обеспечивается точечный контакт, а для низших - по линии или поверхности.

Зубчатая передача

Зубчатая передача
Зубчатая передача

Зубчатые колеса закреплены на валах с образование вращательной одноподвижной пары в случае плоского механизма. Поэтому:

  • Общее число элементов \(n_{общ}=3\) (валы - образующие стойку, два зубчатых колеса);
  • Число подвижных элементов \(n=2\);
  • Кинематические пары:
    • Стойка и шестерня - низшая;
    • Стойка и колесо - низшая;
    • Шестерня и колесо - высшая;

Тогда для плоского механизма:

$$W_п=3\cdot n-2\cdot p_н-p_в-q$$ $$W_п-q=3\cdot2-2\cdot2-1=6-4-1=1$$ $$W_п-q=1-0$$

Планетарный редуктор

Планетарный редуктор
Планетарный редуктор

Для однорядного планетарного редуктора:

  • Число подвижных звеньев \(n=5\) (3 сателлита, водило, солнце);
  • Кинематические пары:
    • 3 внешних зацепления сателлитов и солнца - высшие;
    • 3 внутренних зацепления сателлитов и эпицикла - высшие;
    • 3 связи водила и сателлитов - низшие;
    • Водило и стойка - низшая;
    • Солнце и стойка - низшая;
    • Эпицикл и стойка - низшая;

Тогда по формуле Чебышева:

$$W_п=3\cdot n-2\cdot p_н-p_в+q$$ $$W_п-q=3\cdot5-2\cdot6-6=15-12-6=-3$$ $$W_п-q=1-4=-3$$

У планетарного редуктора с 3 сателлитами число избыточных связей \(q=4\), а у планетарного редуктора с 1 сателлитом избыточных связей нет.

Вопрос 19. Используя графические построения распределения линейных скоростей звеньев планетарного редуктора, расскажите о направлении угловых скоростей звеньев в относительном движении на примере следующих кинематических пар: водило - стойка, центральное входное колесо - стойка, водило - блок сателлитов, сателлит - опорное зубчатое колесо. Какое звено имеет наибольшую угловую скорость, в абсолютном движении? в относительном движении?

Посмотреть ответ

Подробно алгоритмы построения планов скоростей для планетарных редукторов мы рассмотрели в разделе.

Отметим, что угловая скорость звена направлена в ту сторону, в которую направлен вектор скорости какой-либо точки на этом звене.

Максимальную угловую скорость в абсолютном движении будет иметь солнечное колесо. В относительном движении наибольшую угловую скорость будет иметь сателлит, относительно водила, т. к. их скорости направлены в разные стороны.

Вопрос 20. Покажите на схеме планетарного редуктора оси мгновенного вращения звеньев в относительном движении. Как они были использованы при кинематическом анализе планетарного механизма?

Посмотреть ответ

Этот вопрос является продолжением вопроса 19. Для ответа на него следует обратиться в раздел.

Мгновенные центры скоростей были использованы для определения передаточных отношений графическим методом Л. П. Смирнова.

Вопрос 21. Пользуясь схемой рабочего и станочного зацеплений, определите коэффициент перекрытия через отношение соответствующих отрезков. Какая из этих величин больше и почему?

Посмотреть ответ
Определение коэффициента перекрытия
Определение коэффициента перекрытия

Графически коэффициент перекрытия определяется по формуле:

$$\varepsilon_{\alpha}=\dfrac{\varphi_{\alpha1}}{\tau_1}=\dfrac{\varphi_{\alpha2}}{\tau_2}=\dfrac{B_1B_2}{r_{b1}}\cdot\dfrac{Z_1}{2\pi}$$

Коэффициенты перекрытия в станочном и рабочем зацеплении относятся как:

$$\dfrac{\varepsilon_{\alpha0}}{\varepsilon_{\alpha}}=\dfrac{B_{10}B_{20}}{B_{1}B_{2}}>1$$

Т. к. активный участок линии станочного зацепления больше чем активный участок линии рабочего зацепления, то и коэффициент перекрытия в станочном зацеплении больше.

Длина активного участка линии зацепления зависит от:

  • Передаточного отношения \(U_{12}\);
  • Межосевого расстояния \(A_w\);
  • Угла профиля \(\alpha\) и угла зацепления \(\alpha_w\);
  • Коэффициента перекрытия \(\varepsilon\) (коэффициента смещения).

Коэффициент перекрытия больше в том зацеплении, в котором меньше коэффициент воспринимаемого смещения.

Вопрос 22. На схеме рабочего зацепления колес \(Z_1\) и \(Z_2\) покажите углы профиля \(\alpha_{a1}\) и \(\alpha_{a2}\) и их эвольвентные функции \(inv(\alpha_{a1})\) и \(inv(\alpha_{a2})\).

Посмотреть ответ
Определение эвольвентной функции
Определение эвольвентной функции

Для определения угла профиля необходимо:

  • В вершину зуба провести радиус-вектор из центра колеса;
  • Провести касательную к эвольвентному профилю в вершине зуба;
  • Угол профиля - угол между проведенной касательной и радиус вектором.

Для определения инволюты угла профиля следует:

  • Провести отрезок из центра колеса в точку начала эвольвентного профиля на основной окружности;
  • В вершину зуба провести радиус-вектор из центра колеса;
  • Угол между радиус-вектором и проведенным отрезком - инволюта угла профиля у вершины зуба.

Инволюта угла профиля - угол, на который развернулась эвольвента при данном угле профиля.

Вопрос 23. На профиле зуба колеса \(Z_1\) обозначьте произвольную точку и графическим методом найдите сопряженную точку на профиле зуба колеса \(Z_2\). Укажите место контакта этих двух точек на линии зацепления.

Посмотреть ответ
Определение сопряженной точки
Определение сопряженной точки

Алгоритм определения положения точки, сопряженной заданной:

  • На профиле шестерни произвольно отмечается точка \(1\);
  • Из центра шестерни проводится дуга радиусом \(r_{т1}\) от точки \(1\) до пересечения с линией рабочего зацепления в точке \(2\);
  • Из центра колеса проводится дуга радиусом \(r_{т2}\) от точки \(2\) до пересечения с профилем зуба колеса в точке \(3\)

Данный алгоритм может быть применен и при решении обратной задачи, когда требуется определить сопряженную точку для точки, лежащей на профиле колеса.

Место контакта этих двух точек на линии зацепления - точка \(2\).

Вопрос 24. Сопоставьте выбранное смещение \(X_1m\) с минимальным смещением \(X_{1min}m\) и покажите на схеме станочного зацепления отрезок, пропорциональный разности этих смещений.

Посмотреть ответ
Запас по смещению
Запас по смещению

В месте пересечения линии станочного зацепления и линии граничных точек инструмента ставится точка \(B_2\), которая ограничивает активный участок линии станочного зацепления.

Для наглядности найдем проекции точек \(B_2\) и \(N_1\) на ось симметрии зуба в станочном зацеплении и отметим точки \(B_2'\) и \(N_1'\). Расстояние между этими точками \(B_2'N_1'\) - разность между выбранным и минимальным смещением.

Вопрос 25. Расскажите о назначении уравнительного смещения \(y\cdot m\).

Посмотреть ответ

Уравнительное смещение характеризует удельную величину радиального зазора, т. е. данная величина должна быть больше нуля для избежания интерференции (пересечения) вершины и впадины зубьев в зацеплении.

$$\Delta y=X_1+X_2 -y$$

Здесь \(y\) - коэффициент воспринимаемого смещения; \(\Delta y\) - коэффициент уравнительного смещения; \(X_1;\;X_2\) - коэффициенты смещения шестерни и колеса соответственно.

Вопрос 26. На линии \(N_1N_2\) покажите точки пересопряжения профилей зубьев. Как они расположены относительно граничных точек \(B_1\) и \(B_2\) рабочего участка линии зацепления?

Посмотреть ответ
Точки пересопряжения профилей
Точки пересопряжения профилей

Одним из условием выбора коэффициента смещения шестерни \(X_1\) было обеспечение значения коэффициента торцевого перекрытия \(\varepsilon_{\alpha}\geqslant1.05\). Это значит, что на момент выхода пары зубьев из зацепления очередная пара зубьев уже находится в зацеплении.

Ответом на вопрос является нахождение точек, в которых происходит зацепление очередной пары зубьев, пока в зацеплении еще находится предыдущая пара зубьев.

Алгоритм нахождения точек пересопряжения для колеса:

  • Проведем радиус-векторы в вершину левого зуба и в точку входа зуба в зацепление, как показано на иллюстрации синими пунктирными линиями;
  • Поворачиваем оба вектора так, чтобы конец нижнего вектора оказался в точке \(B_1\), как показано на иллюстрации синими сплошными линиями;
  • В месте пересечения верхнего радиус-вектора с линией зацепления отмечаем точку \(C'\) - точку пересопряжения профилей.

После выхода пары зубьев из зацепления следующая пара будет находиться в точке пересопряжения \(C'\).

Аналогично проводим построения для шестерни и определяем вторую точку пересопряжения \(C''\).

Точка \(C''\) характеризует положение первой пары зубьев в момент вхождения следующей пары зубьев в зацепление.

Вопрос 27. Схематично покажите, как изменяются форма зуба и его размеры \(S_1\) и \(S_{a1}\) при увеличении смещения исходного производящего контура.

Посмотреть ответ

Для ответа на вопрос следует внимательно посмотреть на иллюстрацию:

Профиль зуба при различном коэффициенте смещения
Профиль зуба при различном коэффициенте смещения

Увеличение коэффициента смещения приводит к тому, что толщина зуба по окружности вершин становится меньше, а по делительной окружности, совпадающей для станочного зацепления с начальной, больше.

Вопрос 28. Покажите на чертеже радиус кривизны эвольвентного профиля; угол давления; угол профиля и его инволюту.

Посмотреть ответ
Параметры эвольвентного профиля
Параметры эвольвентного профиля

Для удобства рассмотрим точку, лежащую на вершине зуба.

  • Через требуемую точку проводим отрезок, касательный к основной окружности - радиус кривизны эвольвентного профиля в данной точке.
  • В точке пересечения линии симметрии зуба и проведенного отрезка проводим перпендикуляр к линии симметрии зуба. Угол между перпендикуляром и отрезком касательной - угол давления в данной точке.
  • Проводим касательную к эвольвентному профилю в данной точке, линию симметрии зуба перемещаем параллельным переносом в эту же точку. Угол между касательной и перенесенной линией симметрии зуба - угол эвольвентного профиля в данной точке.
  • Проводим радиус-векторы из центра колеса в данную точку и в точку начала эвольвенты на основной окружности. Угол между радиус векторами - инволюта угла профиля в данной точке.

Вопрос 29. Определите скорость скольжения произвольной точки на профиле зуба.

Посмотреть ответ
Параметры эвольвентного профиля
Параметры эвольвентного профиля

В качестве примера рассмотрим точку контакта \(K\) и определим скорость скольжения в ней. Алгоритм нахождения скорости скольжения в точке:

  • Из центра колеса проводим радиус-вектор в точку контакта \(K\);
  • Перпендикулярно построенному радиус-вектору откладываем в масштабе вектор скорости \(V_2\) точки \(K\) колеса;
  • Аналогично определяем вектор скорости \(V_1\) точки \(K\) шестерни;
  • Разность векторов \(V_1\) и \(V_2\) даст искомый вектор скорости скольжения \(V_s\).

Скорость точки \(K\) определяется как произведение длины радиус-вектора на угловую скорость. Для удобства можно задать угловую скорость шестерни равную 1, тогда угловая скорость колеса по модулю будет равна \(U_{12}=\dfrac{Z_2}{Z_1}\)

Вопрос 30. Влияние окружности вершин на работоспособность передачи.

Посмотреть ответ

Если в процессе работы произойдет уменьшение радиуса окружности вершин, то активный участок линии зацепления станет меньше. В результате уменьшится коэффициент торцевого перекрытия, и, как следствие, приведет к ухудшению плавности работы передачи.

Вопрос 31. Максимальная и минимальная скорость скольжения.

Посмотреть ответ
Скорости скольжения
Скорости скольжения

Алгоритм нахождения скорости скольжения был рассмотрен вопросе 29. Из иллюстрации следует, что в полюсе зацепления \(P\) скорость скольжения \(V_s=0\). А максимального значения она достигает в крайних точках \(B_1\) и \(B_2\) активного участка линии зацепления.

Поддержать проект

Если информация на сайте оказалась полезна, поддержите проект материально. Все средства, полученные в виде добровольных пожертвований, используются для развития экосистемы.