Русский метод обучения ремеслам

О русском методе обучения ремеслам известно далеко за пределами нашей страны. В чем его особенность?

Введение

МГТУ им. Н.Э. Баумана является старейшим российским техническим университетом, одним из ведущих центров высшего образования в нашей стране. Он был основан в 1830 году императором Николаем I как индустриальная школа. Развивающаяся промышленность России нуждалась в квалифицированном труде во многих профессиях.

Основанители метода обучения

Новая школа должна была готовить квалифицированных ремесленников с солидным теоретическим опытом для совершенствования и распространения навыков в различных профессиях по всей России. Такие известные российские ученые, как Жуковский, Чаплыгин, Вавилов были одними из основателей школы.

К 1868 году академические стандарты школы были настолько высоки, что университет был преобразован в специальное высшее учебное заведение (Императорский Московский техникум). Главной задачей было обучение инженерному ремеслу механиков в строительстве, машиностроении и производстве.

В 1930 году школа была названа в честь Николая Баумана, который не был ее учеником, но вел революционную пропаганду среди студентов вплоть до 1905 года.

В школе учились следующие известные ученые и специалисты: академики А.Н. Туполев, С.П. Королев и многие другие разработчики самолетов и ракет, академик Н.А. Доллежаль, главный конструктор ядерных реакторов, академик С.А. Лебедев, основоположник советской отрасли вычислительной техники, и другие.

Ребрендинг МВТУ

В 1989 году Московское высшее техническое училище было переименовано в Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, который отличается высоким уровнем научной и инженерной подготовки студентов, широкими связями с отраслями, добрыми традициями с высокими профессиональными и моральными требованиями. За большой вклад в российскую науку и промышленность МГТУ награжден тремя орденами: орденом Ленина, орденом Октябрьской революции и орденом Трудового Красного Знамени.

В базисной системе образования МГТУ им. Н.Э. Баумана находится исключительная концепция обучения, популярная целому миру как русский метод обучения ремеслам, комбинировавший в своем содержании основную университетскую специализацию с основным прагматично-практическим обучением.

Мировая оценка метода обучения

Глава Массачусетского технологического института в американском Бостоне, доктор наук Джон Ранкл посвящал русской системе много книг и публикаций, в коих расценил науку как мировое достижение технической мысли. Доктор ремесленных искусств Политехнического института в Брэдли (США) Чарльз Беннет собственную деятельность по истории ремесленного и промышленного образования инициировал с анализа русской системы обучения инженерному ремеслу и заявлял, что Дмитрий Советкин первый раз использовал академические взгляды при рассмотрении механических умений и на представленной базе выстроил перспективную концепцию учебы.

Первостепенный стиль изучения - от простого к сложному,

- постепенно усложнялся за счет применения замерных приборов, введения комплектов операционных модификаций для различных профессий. Спустя некоторое время, руководитель училища в городе Владимир, профессор Советкин посчитал нужным увеличить количество эффективных учебно-промышленных проектов (поделок - по старой формулировке), поменяв теоретическое обучение в предметном или так называемом практическом направлении. В частности, уже в 3-ем классе (на 3 курсе) учащиеся производили в стенах учебных мастерских стенах: многофункциональные ключи, резцы для труб, стационарные тиски, сверловочные машины и остальные необходимые предметы.

Русский метод обучения стал модернизацией прошлой системы - была построена сверхновая операционно-предметная схема промышленного изучения. В выпускном пятом классе (на пятом курсе) абстрактных уроков вообще уже не было. Воспитанники целый год писали выпускную работу группового характера.